2. Расчет индивидуальных норм расхода и потребности в ГСМ на работу транспортных средств

2.1. Методические указания по применению линейных норм расхода топлива для автомобилей и автобусов

2.1.1. Расходование топлива на автомобильном транспорте регламентируется системой линейных норм и нормативных коэффициентов (надбавок), позволяющих для каждой марки автомобиля или автобуса определить меру потребления автомобильного бензина, дизельного топлива, сжатого и сжиженного газа в конкретных условиях эксплуатации.

2.1.2. К линейным нормам относятся:

- нормы расхода на пробег автомобилей а автобусов;

- нормы расхода топлива на транспортную работу, устанавливаемые в зависимости от назначения транспортных средств, типа кузова либо от принятой системы учета перевозок.

2.1.3. Линейные нормы расхода топлива на 100 километров пробега автомобилей и автобусов, утвержденные постановлением Госплана СССР от 17.06.83 №171, Департаментом автомобильного транспорта РФ 26.08.93, а также рекомендованные к утверждению Научно-исследовательским институтом планирования и нормативов (НИИПиНом), приведены в таблицах 1-7.

Для грузовых автомобилей с несамосвальными кузовами, т.е. бортовых, седельных тягачей и автомобилей со специализированными кузовами линейные нормы, приведенные в этих таблицах, не учитывают выполнение ими транспортной работы.

Для грузовых автомобилей-самосвалов, легковых автомобилей и автобусов выполняемая транспортная работа учтена в линейных нормах расхода топлива на пробег.

Линейные нормы расхода топлива на транспортную работу автомобилей, передвижение прицепов, а также размеры дополнительного расхода топлива на превышение массы автомобиля по сравнению с базовой моделью приведены в таблице 8.

Ддя грузовых автомобилей с несамосвальными кузовами, работа которых не учитывается в тонно-километрах (почасовые), линейные нормы расхода топлива на пробег увеличиваются на выполнение возможной транспортной работы в размере до 10%.

Грузоподъемность и собственная масса автомобильных и тракторных прицепов и полуприцепов приведены в приложении 1.

2.1.4. нормативные коэффициенты (надбавки), учитывающие климатические, дорожные и другие условия эксплуатации транспортных средств:

- при работе автомобильного транспорта в зимнее время линейные нормы расхода топлива увеличиваются в зависимости от класса машин в соответствии с таблицей 9. усредненные размеры данной надбавки приведены также в приложении 2;

- при работе автотранспорта в горных местностях линейные нормы расхода топлива увеличиваются в зависимости от высоты над уровнем моря в размерах, приведенных в таблице 9;

- при работе автотранспорта на различных категориях дорог, а также при движении в условиях снежного и песчаного бездорожья линейные нормы расхода топлива увеличиваются в размерах, приведенных в таблице 10;

- при работе автотранспорта на горных дорогах линейные нормы расхода топлива увеличиваются в размерах, приведенных в таблице 10;

- при работе автомобильного транспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 километр пути более пяти закруглений радиусом менее 40 метров) линейные нормы расхода топлива увеличиваются в пределах до 10%;

- при перевозке грузов, требующих по условиям безопасности пониженных скоростей движения, а также при перевозке людей вахтовыми автомобилями линейные нормы расхода топлива увеличиваются в пределах до 10%;

- при пробеге первой тысячи километров новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта линейные нормы расхода топлива увеличиваются в пределах до 5%;

- при учебной езде линейные нормы расхода топлива увеличиваются в пределах до 20%;

- при эксплуатации ведомственных автобусов, не работающих на регулярных маршрутах, линейные нормы топлива снижаются в пределах до 10%;

- при работе автомобильного транспорта на внегородских дорогах линейные нормы расхода топлива снижаются в пределах, приведенных в таблице 10 (внегородской режим эксплуатации).

При одновременном применении двух и более нормативных коэффициентов расход топлива по норме рассчитывается с учетом суммы или разности приведенных выше надбавок.

2.1.5. Дополнительные условия, регламентирующие нормативный расход топлива автомобильным транспортом:

- при необходимости длительных стоянок автомобилей на объектах работ в зимнее время при отсутствии отапливаемых гаражей дополнительный расход топлива на один час работы двигателей на холостом ходу рассчитывается в размере 0,1 от линейной нормы расхода топлива базовой модели автомобиля (без учета расхода топлива на транспортную работу, передвижение прицепов и на превышение массы данного автомобиля по сравнению с базовой моделью);

- при работе технологического транспорта на территории предприятий, обслуживании баз, складов и т.д., где более 50% времени приходится на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой и скорости движения не превышают 5-10 км/ч, нормы расхода топлива рассчитываются в литрах на час времени пребывания автомобилей на обслуживаемой территории, исходя из планируемого среднесуточного пробега и удвоенной линейной нормы на пробег автотранспортного средства;

- на внутригаражные разъезды и технические нужды автотранспортных предприятий, цехов, участков (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей после ремонта и др.) дополнительный расход топлива принимается в пределах 0,5% общей нормативной потребности в топливе.

2.1.6. Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, не работающее во время движения, линейные нормы рассчитываются, исходя из норм для базовой модели и увеличения норм вследствие превышения массы специального автомобиля по сравнению с базовой моделью в размерах, приведенных в таблице 8.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, работающее во время движения, нормы расхода топлива разрабатываются с учетом режима движения автомобиля и дополнительного расхода топлива на работу специального оборудования.

Нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на транспортных средствах, а также на пробег с одновременно работающим оборудованием приведены в соответствующих разделах настоящего Сборника.

2.1.7. В таблицах 1-5 и 7 приняты следующие обозначения видов топлива:

Б – бензин автомобильный;

Д – дизельное топливо;

СНГ – сжиженный нефтяной газ;

СПГ – сжатый природный газ.

Линейные нормы расхода топлива на пробег для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, приведены в таблицах 1-5 и 7 в нормальных кубических метрах (Н.куб.м) на 100 километров пробега.

2.2. Методические указания по расчету индивидуальных норм

расхода топлива на работу специального оборудования транспортных средств

2.2.1. Индивидуальные нормы расхода топлива на работу специального оборудования транспортных средств и других видов машин приведены в разделах 4 – 9 настоящего Сборника.

Эти нормы разработаны на единицу работы (как правило, Машино-час) для средних условий эксплуатации машин в течение смены.

Нормы предусматривают эксплуатацию машин при положительных температурах окружающего воздуха на высоте над уровнем моря до 1000 м и не учитывают дополнительный расход топлива на внутрихозяйственные (внутригаражные) передвижения, техническое обслуживание, ремонт и хранение машин.

2.2.2. Индивидуальные нормы расхода топлива увеличиваются:

- при работе машин в холодное время года (при температуре окружающего воздуха ниже нуля) – в соответствии с приложением 2 настоящего Сборника;

- при работе машин в горной местности в зависимости от высоты над уровнем моря:

1000 – 1500 м – на 5%;

1500 – 2000 м – на 10%;

2000 – 3000 м – на 20%;

3000 ми выше – на 40%;

- при работе машин на строительных объектах по реконструкции зданий и сооружений в стесненных условиях – до 10%;

- при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и повышенных снежных заносов – до 10%;

- при эксплуатационной обкатке новой или капитально отремонтированной машины или ее двигателя, а также использовании машины, прошедшей капитальный ремонт, или с истекшим сроком службы – до 5%. Продолжительность обкатки машин устанавливается в соответствии с технической документацией заводов-изготовителей;

- при учебной работе – до 10%.

2.2.3. Нормы расхода топлива могут быть снижены при эксплуатации машин с перерывами, превышающими установленные технологией проведения работ, либо при использовании в аналогичных машинах двигателей меньшей мощности или с меньшим контрольным расходом топлива.

2.2.4. При одновременном применении двух и более нормативных коэффициентов (надбавок) норма устанавливается с учетом их суммы или разности.

2.2.5. Нормы расхода топлива на эксплуатацию оборудования (генераторы, компрессоры, насосы и др.) специализированных транспортных средств, работающих от двигателей внутреннего сгорания, могут приниматься в расчетах в размере 0,036 л на 1 л.с. номинальной мощности двигателя для дизельных автомобилей и в размере 0,04 л/л.с. – для карбюраторных автомобилей.

2.2.6. Нормы расхода бензина на работу пусковых двигателей, обеспечивающих запуск дизельных двигателей машин, принимается в размере 3% от нормативного расхода дизельного топлива – в летнее время и в размере 4,5% - в зимнее время.

2.2.7. На внутрихозяйственные нужды (передвижение, техническое обслуживание и ремонт) расход топлива увеличивается до 0,5% общей нормативной потребности в топливе.

2.2.8. Индивидуальные нормы расхода топлива на Машино-час работы определяются по формуле:

H= Ge* Ne* Ктз * Кзаг * 0,001 : Кп (л/час)

где: Ge– удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, г/л.с.-час;

Ne– номинальная мощность двигателя, л.с.;

Ктз – коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и регулировку работы двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин. Величина этого коэффициента принимается равной 1,015 для машин, оборудованных двигателями мощностью менее 100 кВт (136 л.с.) и в размере 1,03 для машин большей мощности;

Кзаг – нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от загрузки машины (см. ниже);

0,001 – переводной коэффициент из граммов в килограммы;

Кп – коэффициенты пересчета нефтепродуктов из объемных единиц в весовые, принимаемый в соответствии с приложениями 7 и 8.

Значение нормативного коэффициента изменения расхода топлива в зависимости от загрузки машины определяется по формуле:

Кзаг = Кдв * Кдм * Км,

где: Кдв – коэффициент, учитывающий использование двигателя по времени;

Кдм – коэффициент, учитывающий использование двигателя по мощности;

Км – коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени загрузки по мощности.

Величина коэффициента Км для наиболее широко используемых типов двигателей приведена в приложении 3. Для других типов его значение определяется по регуляторной характеристике двигателя.

В упрощенном виде, без учета конкретной конструкции двигателя, соотношение расчетного расхода топлива и номинального в зависимости от использования двигателя по мощности определяется по формуле:

= (0,003 * Кдм2+ 0,51 * Кдм + 19) : 100

В этой формуле величины Кдм приведена в процентах.

2.2.9. Для облегчения расчетов индивидуальных норм расхода топлива на работу машин в приложениях к настоящему Сборнику приведены дополнительные справочные материалы: мощность и удельный расход топлива двигателей внутреннего сгорания (приложение 4); марки двигателей, устанавливаемые на различных типах автомобилей (приложение 5); коэффициенты использования различных машин по времени и мощности (по данным ЦНИИОМТП) – в приложении 6.

2.3. Указания по расчету групповых норм и потребности

в топливе на работу транспортных средств

2.3.1. Групповые нормы расхода и потребность в топливе на работу грузового автомобильного транспорта рассчитываются на основании разработанной НИИПиНом «Методики нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте».

Групповые нормы для автомобилей, работающих на автобензине, дизельном топливе и сжиженном газе, рассчитываются по формуле:

Н = 10 * Кп * * (1 + ) (г/т-км),

где: Кп – коэффициент пересчета плотности топлива из объемных единиц в весовые. Его величина для нефтепродуктов при различных температурах определяется в соответствии с приложениями 7 и 8, а для сжиженного газа она принимается в плановых расчетах в размере 0,53 г/куб.см;

Hcz– средневзвешенная по парку грузовых автомобилей линейная норма расхода топлива на пробег с учетом планируемого коэффициента полезной работы автомобилей, л/100 км;

Gc– средневзвешенная по парку грузовых автомобилей их грузоподъемность, т;

z – планируемая величина коэффициента полезной работы, представляющего собой произведение коэффициентов использования автомобилей по пробегу и грузоподъемности;

Дс – суммарная величина надбавки, учитывающей условия эксплуатации автотранспорта.

Для газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе, групповые нормы рассчитываются по формуле:

Н = * (1 + ) (Н.куб.м/т-км)

Потребность в топливе для автомобилей, работа которых учитывается в тонно-километрах, определяется как произведение планируемого объема перевозок на групповую норму расхода топлива. Расчеты средневзвешенных по парку автомобилей грузоподъемности и линейной нормы, групповых норм и потребности производятся отдельно по видам используемого топлива.

Потребность в топливе на плановый период определяется по формулам:

- для автомобилей, работающих на автобензине, дизельном топливе и сжиженном газе:

Qп = (т),

- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе:

Qп = Н * Wg (тыс.Н.куб.м),

где: Wп – планируемый объем перевозок автомобилями, использующими определенный вил топлива, тыс. т-км.

2.3.2. Групповые нормы расхода топлива для автотранспортных средств, работа которых учитывается в километрах пробега (легковые, автобусы), а также для спецавтомобилей при пробеге с неработающим специальным оборудованием определяются по формуле:

Н = Hcs* (1 + ) (л/100 км), (Н.куб.м/100 км),

где: Hcs– средневзвешенная линейная норма расхода топлива на 100 километров пробега машин.

Потребность в топливе для этих машин определяются по формулам:

Qп = Н * Sп * Кп : 100 (т),

Qп = Н * Sп : 100 (тыс.Н.куб.м),

где: Sп – планируемый пробег машин, тыс.км

2.3.3. Групповые нормы расхода и потребность в топливе для машин, пробег которых осуществляется одновременно с работой специального оборудования, рассчитываются по формулам, приведенным в п. 2.3.2, при этом отдельно рассчитываются нормы и потребность на пробег с одновременной работой оборудования и на пробег с неработающим оборудованием.

2.3.4. Для машин, индивидуальные нормы которых определяются на час работы либо на другой измеритель, кроме пробега (например, заполнение и слив цистерны), групповые нормы и потребность рассчитываются по формулам:

Н = Нси * (1 + ) (л/ед.работы),

(Н.куб.м/ед.работы);

Qп = Н * Оп * Кп (т),

Qп = Н * Оп (Н.куб.м),

где: Нси – средневзвешенная по парку машин индивидуальная норма, л/ед. работы;

Оп – планируемый объем работ, тыс.ед. работы.

2.4. Указания по расчету норм и потребности в смазочных материалах

2.4.1. Индивидуальные нормы расхода масел и смазок для автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин приведены в таблицах 48 – 50.

Нормативные расходы масел и смазок для внутрипроизводственного планирования рассчитываются по формуле:

Ни = (л), (кг),

где: Qи – нормативный расход топлива, рассчитанный по индивидуальным нормам, л;

Нн – индивидуальная норма расхода масел на 100 литров топлива, приведенная в

таблицах, л/100 л (кг/100 л);

Квэ – коэффициент, учитывающий увеличение (уменьшение) расхода масел и

смазок в зависимости от времени нахождения машин в эксплуатации.

Значение коэффициента Квэ для автомобилей и автобусов приведено в таблице 48.

X.1.2. Групповые нормы расхода масел и смазок рассчитываются как средневзвешенные величины на 100 л общего нормативного расхода топлива с учетом структуры парка машин и времени нахождения их в эксплуатации (либо наработки определенного количества моточасов двигателями).

Групповые нормы определяются отдельно по видам машин (легковые, грузовые, автобусы, специальные и др.) и отдельно для машин, работающих на бензине и сжиженном газе, дизельном топливе, в газодизельном режиме.

По каждой из названных групп машин групповая норма расхода масел и смазок (в л/100 л или в кг/100 л) определяется по формуле:

Нг = ,

где: К1вэ, К2вэ, К3вэ – коэффициенты, учитывающие время нахождения в эксплуатации групп машин, например: до 3-х лет; от 3 до 8 лет; свыше 8 лет;

N1, N2, N3 – количество машин с соответствующим Квэ сроком эксплуатации.

X.1.3. Потребность в маслах и смазках на планируемый период определяется отдельно по группам машин:

- для смазочных масел:

Qм = (т);

- для пластичных смазок:

Qс = Qт * Нг : 100 (т),

где: Qт – нормативная потребность в топливе для данной группы машин, тыс.л;

Кп – плотность смазочных материалов, определяемая в соответствии с

приложениями 7 и 8.

Общая потребность в маслах и смазках по видам (моторные, трансмиссионные, специальные и др.) определяется суммированием расчетных потребностей по группам машин.

X.1.4. Для технического обоснования расчетов норм и потребности в смазочных материалах в приложении 9 приведены основные заправочные емкости для автомобилей и автобусов.